Кризис середины девяностых я помню очень хорошо, хотя и была тогда маленькой, даже в школу еще не ходила. Да и не думаю, что с тогдашними возможностями семьи меня бы взяли в школу. Мама воспитывала меня сама, с самого моего рождения. И я видела все, через что она проходила. Работала она тогда в ремонтно-эксплуатационном управлении дорог диспетчером. Зарплаты не стало, денежный ее эквивалент мы не видели очень долгое время.
В этот период заработную плату маме и другим работникам выдавали стройматериалами – шифером, цементом, кирпичами и т.д. При этом, нужно было самостоятельно найти транспорт, который мог вывезти все это добро почти с самого края города. В день зарплаты мама уходила рано утром и приходила почти ночью. Хорошо, что наш сосед, муж маминой кумы в то время ездил на грузовике и соглашался довезти все стройматериалы до нашего дома. Весь день она ходила по городу и предлагала организациям эти злосчастные материалы, чтобы выручить хоть какие-то деньги.
Помню, на Масленицу мы пекли блины. Правда, на воде, но мне казалось, что это самая роскошная пища на тот момент. Открыли тогда варенье, которого, благо, было очень много сварено в предыдущие годы. Даже чая, и того не было. Мы с мамой ездили за город, собирали там ромашку, зверобой, пустырник, боярышник и шиповник. Еще одна мамина знакомая передавала мяту. Из этого травяного сбора мы и заваривали чай. Теперь, когда я взрослая, и у меня на все хватает денег, я иногда пью такой чай и ностальгирую.
Многие бедствовали в то время. Иногда не было денег даже на хлеб, так что сбор бутылок стал для всех малолетних настоящим бизнесом. Порой даже случались драки за «хлебное место». Однажды, после Дня города я решила пойти пособирать немного тары в парк. Живем-то близко, через дорогу. В парке я наткнулась на кучку ребят, которые оживленно собирали недалеко от меня. Когда я тоже начала, они решительным шагом направились ко мне. Мне объяснили, что места уже давно поделены и что я не из их команды. В общем, посоветовали мне убираться подобру-поздорову. В тот вечер я так ничего и не собрала.
Для моей семьи это была не жизнь, а выживание. Я видела, что мама часто плакала из-за такой жизни. Она предлагала мне уехать к ее родному брату, в Якутию, но я упорно не хотела ехать и оставлять ее одну. Эта ситуация очень сблизила нас, я очень рада, что тогда мы с мамой все пережили, и теперь можем радоваться жизни.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.