Сегодня на различных курсах и тренингах часто говорят о харизме и харизматичных личностях. Обычно в таких случаях речь идет о политиках и деятелях искусства. А между тем роль харизмы в успешном ведении бизнеса часто недооценивается. Насколько это качество важно.
Харизма и ее суть
Само название «харизма» происходит от греческого слова, означающего милость или дар. В древности действительно считали харизму неким мистическим подарком от богов, который позволял человеку оказывать влияние на других людей, убеждать их в своей правоте и даже непогрешимости.
В современной психологии считается, что харизма – это некое сверхобаяние, за счет которого человек может исключительно сильно влиять на людей. Однако многие специалисты говорят о том, что на практике это явление встречается крайне редко. Более того, некоторые считают ее и вовсе плодом воображения людей слабовольных и безынициативных, пытающихся таким способом оправдать у себя отсутствие сильной воли или дара убеждения.
Существует и еще одна точка зрения, согласно которой харизма – это определенный набор свойств личности, которыми человек весьма умело пользуется для того, чтобы повлиять на окружающих. Как правило, обладатель этих качеств сам по себе является интересной личностью, и это как магнитом притягивает к нему окружающих. При этом главными его достоинствами является умелое использование коммуникативных навыков – в этом и состоит главный секрет харизмы.
Характеристики харизматичной личности
Харизматичный лидер не стремится соответствовать каким-либо стандартам, он сам создает их. Тем не менее, есть определенные принципы, которым он должен следовать, чтобы воспользоваться своим даром.
Во-первых, харизматичные люди всегда верят в себе, в то дело, которому они служат. Они никогда не сдаются и всегда занимают активную позицию. Однако преданность своим принципам не означает, что харизматичный человек не умеет проявлять гибкость. Он может идти на компромиссы, но так, чтобы все окружающие каждый раз были уверены в том, что это и есть единственно правильный выбор. Сомнения на глазах у других людей практически равны признанию собственных ошибок или слабости – а харизматичный лидер не может себе позволить ни того, ни другого.
Во-вторых, при всей серьезности харизма предполагает некие элементы игры. Такой человек должен быть готов постоянно быть в центре внимания, он должен уметь делать из своих поступков настоящее шоу, привлекая к этому других людей. При этом по-настоящему харизматичные люди никогда не хвастаются и не превозносят своих заслуг. Они делают так, что за них всегда говорят другие.
Харизматичные лидеры обычно наделены либо необычными свойствами характера, либо знаниями и умениями, недоступными для большинства людей. Этим частично и объясняется то влияние, которое они оказывают на окружающих.
Истории известно немало примеров харизматичных лидеров, которые увлекли за собой тысячи людей – это великие завоеватели Чингисхан и Наполеон, выдающийся бизнесмен Ротшильд, пламенные революционеры Ленин и Че Гевара.
Роль харизмы в бизнесе
Нужен ли подобный сверхъестественный дар в бизнесе? Разумеется, успешным можно стать и без него. Но харизма способна в значительной мере повлиять на результаты. Лучшим примером такого лидера является Стив Джобс. Именно благодаря его харизме и таланту продукция созданной им компании пользуется таким успехом (хотя по техническим характеристикам продукты конкурентов ничуть не хуже).
Однако сама по себе харизма не так важна, как умение правильно пользоваться ею. Правда, в чистом виде такая способность встречается довольно редко. Можно ли ее развить? Большинство специалистов утверждает, что это врожденный талант, и если его нет – добиться его появления уже невозможно. Тем не менее, можно стать бизнесменом с имиджем харизматичного лидера, и окружающие поверят в наличие у вас такого таланта.
Зачем это нужно? Харизма помогает тогда, когда вы только собираетесь запустить проект. Обычно харизматичные лидеры – это люди, умеющие бороться за свою мечту. Они рождены для того, чтобы вести за собой. Поэтому они так нужны на начальном этапе, поскольку такие люди умеют убеждать окружающих, будь то инвесторы, сотрудники, потенциальные партнеры, в важности и необходимости именно этого проекта.
Когда компания работает в штатном режиме, казалось бы, роль харизматичного лидера снижается. Но на самом деле это не совсем так, просто она не настолько заметна. В работе любой компании возникают внештатные ситуации, какие-то сложности, когда харизматичный лидер должен убедить людей в необходимости идти дальше. При стабильной ситуации его роль будет сводиться к тому, чтобы сплотить команду дабы она работала как единое целое, проводить обучение, подавать личный пример. Это помогает сотрудникам ощутить причастность к общему делу и в результате – работать с большей продуктивностью.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.